“Нет случайно родившихся детей.
Ни один Путник Вечности случайно не рождается.
Каждый ребенок есть явление в земной жизни.
Он родился потому, что должен был родиться.
Родился потому, что именно его не хватало миру.
По решению КО наша школа с 01.09.2016г вошла в группу школ реализующих инклюзивное образование, это значит что с 1 сентября в 1 класс могут придти дети с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе могут обучаться дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР 5.1)
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации» В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. В настоящее время в функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства". Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.
- состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Классификация:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Федеральные государственные образовательные стандарты
- для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование.
Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Дата начала реализации стандартов
- стандарты применяются к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года;
- обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
Планируемые результаты реализации ФГОС для детей с ОВЗ
- расширение охвата обучающихся с ОВЗ образованием;
- обеспечение образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- возможность выбора варианта образования, адекватного возможностям обучающегося с ОВЗ;
- совершенствование условий для реализации процесса.
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ :
- Создание нормативно-правового обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;
- Создание аналитического обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;
- Создание организационно-методического обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;
- Создание кадрового обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;
- Создание финансово-экономического обеспеч. реализации ФГОС ОВЗ;
- Создание информационного обеспечения реализации ФГОС ОВЗ.
Диапазон различий развития детей с ОВЗ:
- от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
- от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Принципы обучения
1. Психологическая безопасность.
2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
3. Единство совместной деятельности.
4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.
Самое главное, когда в общеобразовательную школу приходит ребенок с инвалидностью — создать общий настрой — и одноклассников, и учителей, и администрации школы. К ребенку с инвалидностью отношение как к самому обычному школьнику (с некоторыми особыми потребностями), такое отношение передается и одноклассникам ребенка. Дети оказывают посильную помощь, и ребенок ощущает себя более свободно, да и отношение одноклассников к специальным архитектурным устройствам более уважительное, и эти приспособления дольше будут оставаться в порядке. Дети с отклонениями в развитии не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников. Общение с ними – это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив, они становятся добрее, у них появляется желание помочь другому.
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования, обучающихся с умственной отсталостью, утвержденного Министром образования и науки Российской Федерации 11.02.2015 №ДЛ-5/-7вн
в ГБОУ школе № 48 Приморского района Санкт-Петербурга с 01.09.2016г., по мере поступления учащихся, планируется внедрение ФГОС ОВЗ для обучающихся с с тяжелыми нарушениями речи (5.1).
Нормативные документы по внедрению ФГОС ОВЗ:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие ФГОС НОО ОВЗ от 19.12.2014 г. № 1598 (скачать, pdf)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599 (скачать, pdf)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (скачать, pdf)
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (скачать, pdf)
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с OВ3» ( План действий по обеспечению введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № ВК-333/07 от 16.02 2015 г. (скачать, pdf)
- Распоряжение Комитета по образованию N 2625-р от 29.05.2015 Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Санкт-Петербурге (скачать, pdf)